Тема № 3.  Монеты древнего Рима.

ПЛАН:

1. Первые монеты.
2. Использование монет в целях пропаганды.
3. Роль монет в изучении природы и населения древней     Италии.
4. Римское войско.
5. Монеты времен Пунических войн.
6. Монеты времен падения республики
7. Монеты времен упадка и гибели Римской империи.

 

Первыми монетами у племен, вошедших позже в состав Римского государства (латинян, сабинян, оссков и др.) были крупные литые прямоугольные плиты с изображениями животных. Позднее также методом литья изготовлялись круглые монеты с изображениями богов и животных.

Первые римские медные монеты были отлиты по осской системе, в основу которой положен фунт в  272, 88 г, составляющий половину вавилонской мины в 545, 76 г.
О том что медь играла роль всеобщего эквивалента, говорит тот факт, что в могилу возле рук покойника клали куски меди. Позднее туда стали класть монету. В языке римлян слово ass, aes- медь вошло в многочисленные термины, связанные с понятием платить.

Завоеванная Римом Капуя выпускала так называемые римско-кампанские дидрахмы, которые имели обращение и в Риме. Первыми серебряными монетами Рима были монеты, чеканенные по образцам греческих колоний юга Италии. По мере роста могущества Рима и его международного авторитета римские монеты охотно принимаются уже во всем Средиземноморском бассейне. Серебряные динарии периода конца республики и начала империи находят в кладах от Великобритании до порогов Нила и от Прибалтики до Испании.
Римские монеты хорошо иллюстрируют как республиканский, так и монархический строй государства.
На монетах республики мы видим должностных лиц, сцены голосования в комициях и иллюстрации к истории Рима. На монетах эпохи принципата изображены императоры Рима и даны их титулы.

Монеты императоров эпохи домината уже не имеют надписей, свидетельствующих о том, что император совмещает несколько республиканских должностей. Имеющаяся надпись гласит , что император dominus( господин) правит страной.
Римляне учли, что монета будучи в обращении, проходит множество рук. Грамотные люди, получив монету читают надписи, а неграмотные только рассматривают рисунки. Поэтому римляне использовали пропагандистские возможности монеты. Монеты прославляли римское оружие, республиканский, а позднее и монархический образ правления, использовали в борьбе за республику против диктаторов.
На монетах мы видим то императора, венчаемого богиней победы, то побежденных врагов, отдающих свои знамена, то пленников у ног победителя. Эти монеты были своего рода прокламациями, газетами. Римляне достигли большого искусства изображать символически на монетном кружке важнейшие события. Так, изображенная богиня щедрости с меркой для зерна в руках означала удачную доставку хлеба из Египта или Боспора; богиня плодородия извещала о рождении наследника престола и т.д.
Римские монеты позволяют изучить внешний облик древнего населения Италии: греков, римлян, италиков. Можно увидеть на монетах их одежду, вооружение и др.

Юг Италии и остров Сицилия занимали греческие переселенцы, основавшие в 7 в. до н.э. ряд колоний. На монетах Сиракуз и Неаполя мы видим греков, на монетах Рима - римлян и италиков.
Животный мир Италии тоже может быть изучен по монетам.
На одной из монет изображен кабан, пораженный копьем, на других волчица, овца, крупный рогатый скот, лошади, собака гончей породы, вся вытянувшаяся в стремительном беге. На монетах изображен и растительный мир: дубовые и лавровые ветви, колосья пщеницы. Италия омывается теплыми морями. И поэтому римляне на монете изобразили их обитателя - дельфина, несущего на себя мальчика.
Рим завоевав Италию, поработил города, обладавшие высокой культурой.
Это хорошо видно на монетах. Так, монеты Неаполя - это высокохудожественное произведение зрелого искусства, а римское того времени либо грубо отлитые, либо копирую италийские. Завоеванные города имели высокоразвитое хозяйство, торговлю и систему мер и весов. Об этом можно судить по монетам.
В каком положении оказывались города Италии, свидетельствуют тот факт, что после завоевания их Римом они прекращали чеканку монет (право чеканить монету- право суверенного государства), а это признак утраты независимости.

Солдаты и командиры Римской армии получали венок из дубовых листьев ( corona civica) за спасение римского гражданина, золотой венок (corona muralis) - за героизм при штурме неприятельского города. Такие венки с соответствующими надписями изображены на монетах. Подвиг солдата, спасшего раненного товарища, увековечен на монете.
На монетах изображались лавровые венки и колесницы триумфаторов, запряженные четверками лошадей, боевые эпизоды, конные и пешие воины, военные корабли.
Иногда на монетах изображали быка, стоящего у алтаря.

Главным соперником Рима на Средиземном море был Карфаген- культурное, высокоразвитое государство древнего мира. Доказать что его культура находилась под сильным греческим влиянием, можно с помощью монет.
Монеты Карфагена непосредственно заимствуют изображения греческих: на одной из карфагенских монет изображена голова Персефоны работы замечательного Сиракузского художника Евэнета. Карфагеняне копируют не только голову, но и трех дельфинов, окружающих её. Монеты Карфагена изображают породистых легких лошадей, вывезенных из Азии. Особенно хорошо на одной монете видны маленькая голова, крутая шея, тонкие длинные ноги и стройный корпус этой породистой лошади. Все это говорит о Карфагене как о государстве с высокой культурой и развитым хозяйством.
Так карфагенская монета рассказывала нам о многом: о хозяйстве, о культурных связях и военной мощи давно погибшего государства.

Римские монеты времен 1-й Пунической войны, отлитые из меди, несут изображения носовой части коробля. Их выпуск связан с победами Рима на море: консул Гай Дуилий одержал в 260 г. до н.э. победу над карфагенским флотом. Римляне не имели такого опыта мореплавания, как карфагеняне. Но у римлян была отличная пехота. Её прекрасные боевые качества и использовал Рим в морских сражениях. Римляне изобрели абордажные мостики, которые при сближении с вражескими кораблями перекидывали на неприятельское судно. По мостику перебегали на корабль, ведя бой, как на суше. В честь победы в Риме была установлена колонна, украшенная носовыми частями разбитых вражеских кораблей, отлиты монеты.
В честь победы римляне выпускали монеты, изображавшие колесницу с богиней победы - Викторией, с изображениями верблюда и стоящей возле него на коленях женщины с оливковой ветвью в руке- символом капитуляции одной из восточных стран.
Римляне поняли что монета, которая чеканится одним и тем же штемпелем и в огромном количестве экземпляров, может очень быстро обойти большое количество людей, которые читая надписи или рассматривая изображения, могут узнавать по монетам последние новости. Эта особенность монет широко использовалась уже в императорскую эпоху. Монета, таким образом, играла роль газеты или листовки. Изображения на монетах были говорящие, т.е. такие, что даже неграмотные люди понимали их смысл.
Борьба за власть, которая разгорелась между Цезарем и Помпеем, нашло свое отражение и в монетах: Цезарь выпускал монеты с изображением слона - символа могущества и надписью "caesar". Захватив в свои руки всю власть, Цезарь объявил себя пожизненным диктатором и выпустил монету со своим изображением.
Его враги тоже выпускали свою монету. Так, Гней Помпей выпустил монету с собственным изображением в виде двуликого Януса.
Врагами Цезаря были не только конкуренты на престол, но и городские низы, и аристократическая часть населения, в том числе и сенаторы, которые не хотели мириться с потерей республиканских свобод. Сенаторы составили заговор, и Гай Юлий Цезарь был убит. В этой связи Юний Брут в 43-42 гг. до н.э. выпустил монету, на которой изображен фригийский колпак-шапка (символ  свободы) с двумя кинжалами по бокам и надписью: "Eid mar" (мартовские иды- дата убийства Цезаря), а на оборотной стороне поместил свой портрет.
Эта монета яркий свидетель той борьбы, которая разгорелась в Риме за сохранение республиканских свобод.
Эта монета - миниатюрный агитационный плакат, который говорил, что во имя свободы была одержана победа - уничтожен тиран. Борьба развернувшаяся за власть после смерти Цезаря, оставила свои следы и на монетах: на них изображались претендент на власть Марк Антоний и преемник Цезаря Октавиан Август. На денарии 12 г. до н.э. изображен Август и дан его первый титул: "Divus Avgustus"- божественный. На оборотной стороне изображен бык и надпись: "Imp. X"- десятый раз император.
Монета как предмет ремесленного производства может служить свидетельством высокого уровня развития римского ремесла. Но даже в таком массовом производстве, как монетный чекан, техника оставалась на прежнем низком уровне: на монете мы видим орудия труда монетария- клещи, молот, наковальню.
Италия оставалась в основном земледельческой страной. Это нашло свое отражение и на монетах, где изображены овца тонкорунной породы, пахарь с упряжкой из двух волов.
Уменьшение веса монеты и ухудшение ее качества было вызвано глубоким экономическим кризисом, начавшимся в Римской империи еще в 1 в. н.э. Одной из причин кризиса явилось разорение средних и мелких землевладельцев. Это особенно хорошо можно проследить по Италии.
Средние и мелкие крестьянские хозяйства не могли конкурировать с крупными, базировавшимися на дешевом рабском труде.
Завоевание Римом Греции, Египта, Малой Азии, разгром пиратов открыли дорогу египетскому и северочерноморскому хлебу, греческому и малоазиатскому вину и маслу на италийский рынок.
Все это привело к крайне тяжелому положению хозяйства и финансов, из которого выход представлялся в уменьшении веса монеты, в ее порче. Выход из создавшегося положения правительство искало в войнах. Захват чужих территорий давал возможность наделить разорившихся крестьян землей, поток награбленных драгоценностей - пополнить оскудевшую казну, а приток новых рабов был необходим для пополнения латифундий дешевой рабочей силой. В самом Риме зрело недовольство и аристакратов, права которых император ущемлял, и рабов, недовольных своим положением, и свободных крестьян, страдавших от гнета налогов и конкуренции латифундий. В провинциях, подвластных Риму, назревало недовольство. В этих условиях император мог опереться только на армию. Приближалась гражданская война, которая и разразилась в 68-69 гг. н.э.
Гражданская война нашла свое отражение и на монетах, которые служили в руках императора мощным орудием воздействия на народные массы. На монетах помещались изображения императора, лозунги и призывы к народу. В 68-69 гг. н.э. не успевал один претендент захватить власть, как выпускал монету со своим портретом и лозунгами. Оттон и Вителлий, Нерон и Гальба в это время чеканили свои монеты.
Пришедшая к власти в результате ожесточенной борьбы династия Флавиев шла на дальнейшую порчу серебряной монеты, на увеличение налогов с населения. Так, были обложены налогом даже отхожие места в самом Риме. Когда Тит, сын императора Веспасиана, сказал, что такой налог неудобно вводить, отец поднес к носу сына денарий, дал понюхать и сказал: "No olet" (не пахнет). Отсюдо пошло выражение "Деньги не пахнут".
Налоги еще больше сужали внутренний рынок, подрывали ремесла и торговлю, разоряли крестьян и ремесленников, превращавщихся в люмпен-пролетариев, которых вынуждено было кормить государство.
При императоре Траяне (98-117 гг. н.э.) была введена система алементных учреждений - государство под незначительный процент давало ссуды мелким и средним землевладельцам. Доходы от ссуды шли на воспитание сирот и детей неимущих родителей: в месяц выдавалось по 16 сестерциев мальчикам и по 12 сестерциев девочкам. Это нашло свое отражение на монетах.
В честь раздач народу съестных припасов и денег были выпущены монеты с надписью "congiarum" (от слова конгий- мера сыпучих и жидких тел). Первоначально каждый неимущий житель Рима получал по конгию зерна. Позднее вместо зерна стали раздавать деньги. На монете изображен император на трибуне, возле него - человек, подающий милостыню другому, внизу дети.
На других монетах изображены дети. Они стоят возле богини изобилия Абуданции, вытряхивающей сокровища из рога изобилия. Эти монеты должны были прославлять милость и щедрость императора, его заботы о населении, но они также служат и свидетельством кризиса империи: без милостыни разоренный народ не может прокормить своих детей. На одной из монет Траяна изображен в тот момент, когда он раздает детям деньги.

Траян трижды раздавал конгиарий: в двух случаях - по 75, а один раз - по 500 сестерциев на человека. Порча монеты продолжалась, так как эти раздачи разоряли казну.
Правительство пыталось найти выход из создавшегося положения в увеличении добычи серебряных руд. Это нарушало равновесие между ценами на серебро и золото. Серебро стало дешевле, что привело к установлению золотого монометаллизма в 3 в. н.э. Теперь основной монетой стал золотой ауреус.Серебряный денарий превращается в разменную монету.  Его выпускали все более низкопробным: во 2 в. н.э. содержание серебра упало до 50 %, а в 3 в. н.э.- до 2 %. Денарий выпускали медным посеребренным. Монеты настолько обесценились, что их принимали не на счет, а горстями и мешками. Росла дороговизна.
С 214 г. н. э. были выпущены более крупные серебряные монеты - в 4,7-5,3 г. По имени правившего императора Каракаллы (Марк Аврелий, Антонин) они названы антонинианами - император на них изображен в зубчатой короне бога Солнца в отличие от денариев с портретом в лавровом венке. Введение новой монеты не могло улучшить положение, так как порча монеты была следствием кризиса империи, который в 3 в. н.э. особенно усилилась, а не ее причиной. Порча монеты, явившаяся следствием кризиса, оказывало обратное воздействие на кризис, углубляя и усиливая его.
Кризис отразился и на внешнем виде монеты: изображения стали плоскими, фигуры богов непропорциональными. Но все же портретное искусство еще стояло на высоком уровне: изображения императоров отличаются глубиной проникновения в их внутренний мир.
Кризис империи углублялся: огромная армия, являвшаяся опорой императорской власти, превращалась в наемную. Это было выгодно императорам, так как армия стала полностью зависеть от них. Но и сами императоры оказались игрушкой в руках солдат, которые нередко свергали правителей и ставили на их место своих полководцев.
В городах во 2-3 вв. н.э. также начал сказываться кризис рабовладельческого способа производства. Успехи античной науки совершенно не повлияли на технику производства римских ремесленных мастерских, орудия труда оставались такими же, как и несколько сотен лет назад. Создавать сложные и дорогие машины хозяева мастерских считали невыгодным делом: рабы не были заинтересованы в увеличении производительности труда и не хотели осваивать новую технику, ломали ее. Попытки владельцев заставить рабов трудиться интенсивнее встречали сопротивление, приводили к многочисленным восстаниям рабов, крестьян, ремесленников.
Так, в Риме при императоре Аврелиане (270-275 гг. н.э.) произошло восстание монетариев - рабов и ремесленников, занятых на монетном дворе. Монетный двор ввиду обесценения монеты резко увеличил ее производство, разросся в огромное предприятие с большим числом рабов и свободных работников, подвергавщихся нещадной эксплуатации. Это привело к восстанию. К восставшим присоединилась городская беднота. При подавлении восстания погибло 7000 солдат. Монетный двор в Риме был уменьшен, так как держать в одном месте много рабов стало опасно, а часть мастеров переселили в другие города империи, где открыли новые монетные дворы.
Доведенные до отчаяния, народные массы активно поддерживали восстания покоренных народов, рабов, легко становились игрушкой в руках претендентов на престол.
Власть императора не была прочной: с 211 по 284 г. сменилось 33 императора ( монеты дают целую галерею их портретов).

В 284 г. к власти пришел Диоклетиан. При нем произошло окончательное превращение Римского государства в неограниченную монархию. Теперь император становится таким же деспотом, как и восточный монарх. Остатки республиканских учреждений были ликвидированы. На смену им пришли бюрократические учреждения, состоявшие из назначенных чиновников.
Император теперь уже не принцепс - первый человек в государстве и сенате, совмещающий высшие республиканские государственные должности, а dominus - господин по отношению к подданным, единолично управлявший страной через своих чиновников.

Чтобы лучше сохранить империю от вторжения варваров, Диолектиан разделил страну на 4 части, назначив туда трех своих сопровителей-императоров. Портреты их есть на монетах. Не один из четырех императоров не жил в Риме - этот город оставался столицей империи только номинально. Перенесение политического центра страны в другое место нанесло тяжелый удар Риму. Это было связано с экономическими причинами. Если хозяйство Италии, Испании, Галлии приходило в упадок, особенно в связи с эпидемией чумы, экономическое положение в  восточной части империи было устойчивым. Входившие в восточную часть империи Египет, Греция, Македония, Малая Азия, Сирия, Месопотамия сохранили много экономических возможностей для развития. Там были крупные города, в которых процветало ремесленное производство. На Балканах развивалось горное дело и металлообработка; Сирия, Палестина и Малая Азия славились текстильным производством. Торговля велась не только в бассейне Средиземного моря, но и с более отдаленными странами. В деревне указанных стран шел энергичный процесс образования колоната.

Реформа армии потребовала напряжения финансов. Для этого вводились новые налоги. Теперь в связи с падением ценности денег, налоги взимались натурой: горожане платили подушный налог, сельские жители - поземельный. Чтобы улучшить денежное хозяйство, Диолектиан пытался провести денежную реформу, но неудачно. Серебряную монету начали чеканить высокопробной. Выпускалась и медная монета. Но старая монета не была запрещена к употреблению. Это явилось большой ошибкой, так как у правительства не было достаточно средств обеспечить размен неполноценной монеты на полноценную. Поэтому при параллельном обращении старых и новых монет новые уходили в клады, а цены не только не упали, но и продолжали подниматься. Так как счет утратил свое значение, медную монету теперь уже чеканили тоже от имени императора.
При императоре Константине произошел ряд важных изменений в жизни страны: жители города, облаженные налогами, не имели права покидать свой город и переселяться куда-либо. Это было нужно для исправного взимания налогов.
В 332 г. н.э. колонам было запрещено переходить из одного имения в другое; ремесленникам запретили покидать свои коллегии. Это было началом закрепощения жителей города и деревни.
Константин построил на месте бывшей греческой колонии Византии новую столицу, стоявшую на границе Европы и Азии, на важном торговом пути.
При Константине в 314 г.н.э. в западной половине империи, а в 324 г. н.э. во всей стране была введена новая, более легкая золотая монета солида.

В 1 -2 вв. н.э. Рим вел обширную торговлю металлическими изделиями, оливковым маслом, шерстяными тканями и винами. Римские изделия археологи находят далеко за пределами Римской империи. Монеты Рима - серебряные денарии, а позже антонинианы, встречающиеся в кладах на Украине, в Белоруссии, в Московской области, Прибалтике и Скандинавии, стали платежным средством для всей Европы. Рим ввозил хлеб, лен, металлы и рабов. Особое значение имело мореплавание. При Нероне была реконструирована гавань в устье Тибра - Остия. На монете она изображена такой, какой видна с высоты птичьего полета, со всеми ее причальными стенками, маяком в виде статуи и многочисленными кораблями.
 

Вопросы:

1. Какие монеты выпускали римляне в честь победы над                   каким-нибудь противником?
2. Какие монеты выпускал Цезарь во времена борьбы с                      Помпеем?
3. Объясните знаменитую фразу "Деньги не пахнут"?

Библиография:

1. Абрамзон М.Г., Монеты как средство пропаганды                           официальной  политики Римской империи, М., 1995.
2. Брайчевский М.Ю. Римские монеты на территории Украины,      Киев, 1959.
3. Кучеренко Э.И., Мошнягин Д.И., "Нумизматика в школе". М.,    1968. с. 35-65

Felix™

NGO “Intellect & Internet”

Сайт создан в системе uCoz