Тема № 1. Введение.

Нумизматика - наука о монетах. В основе этого слова лежит греческое имя существительное "намос"- закон, законное платежное средство  и производное от него "номизма"- монета. Нумизматика изучает отдельные монеты и клады монет как отражение товарно-денежных отношений, изучает также бумажные деньги, боны, ордена и медали. Нумизматика помогает решать вопросы из различных областей знаний: истории археологии, политэкономии, языкознании, искусствоведения.

В основу нумизматического изучения монет положено всестороннее изучение памятника, вплоть до исследования изображений, эмблем, надписей, веса и чистоты металла. Нумизматика помогает выяснять денежные системы древности и их развитие, способствует изучению истории возникновения торговли и зарождения международных связей, установлению степени развития товарно-денежного обращения в разные периоды истории. Нумизматика позволяет установить хронологию тех или иных исторических событий, историю развития техники, архитектуры, сельского хозяйства, металлургии, военного дела, скульптуры и пр.

 Монета- слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, который служит узаконенным средством обращения. Название "монета" происходит от имени богини Юноны Монеты (наставница) предупредительницы, храм которой находился на Капитолии в Риме. Металлические деньги, чеканившиеся на монетном дворе при храме Юноны, монеты стали называться в Риме, а позднее и в других странах Монетами. Круглая форма монеты как наиболее удобная для обращения вытеснила все другие формы. На каждой Монете имеется определенное изображение и надпись- легенда. Монета имеет лицевую сторону (реверс) обрез и ребро (гурт).

Основоположником систематического научного исследования в области нумизматики считается венский ученый Ш. И. Эккель (18 в.).
Как наука нумизматика изучает монеты не изолированно от других форм денег, вовлекая в сферу своих интересов также "домонетные", бумажные деньги и боны. По традиции нумизматика изучает также медали близкие в плане историческом и по технике изготовления.

Общественными функциями нумизматики являются:
а) выявление нумизматических памятников истории и культуры;
б)изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих - особенно в отношении античности и средних веков - более глубокому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.
Опираясь на достижения современной науки, нумизматика исследует конкретные формы денег и связанные с ними особые условия и процессы.

К специфическим задачам нумизматики относятся: разработка принципов и методов изучения монетных находок и описания монет; регистрация и классификация - историческая, территориальная и метрологическая - объектов нумизматического исследования; изучение различных форм и типов монет и других видов денег и выявление исторических фактов, обусловивших их возникновение; изучение закономерностей, особенно причин возникновения последствий процесса порчи монет; изучение истории метрологических фактов монетного дела; изучение техники изготовления монет и форм организации монетного производства; изучение возникающих в связи с монетным делом конкретных явлений товарно-денежных отношений; изучений истории монетного права, монетного законодательства и монетных конвенций; выявление области распространения монет какого-либо определенного типа формы выражения экономических контактов.

Говоря о значимости и универсализме нумизматики, отметим, что она находится в постоянном взаимодействии с многочисленными смежными научными областями, как например, история экономики, история финансов, история искусств, история техники, хронология, метрология, палеография, этимология, генеалогия, геральдика, фалеристика, мифология, биология, иконография, сфрагистика.

Важнейшим же источником нумизматики являются сами монеты как подлинные и неповторимые памятники истории культуры своего времени. Вот почему необходимо создание нумизматических коллекций. Письменными же источниками служат сведения, содержащиеся в сочинениях античных авторов, средневековые записи и начиная с 16 в., богатейший архивный материал. Для нового времени с его обширной документацией,монеты как источники исторических данных играют довольно незначительную роль, что, однако, не умаляет их значения как объекта коллекционирования.
История же нумизматических коллекций начинается в эпоху Возрождения. Одним из первых собирателей античных монет был, по свидетельству современников, итальянский поэт-гуманист Петрарка (1304-1374). В середине 16 века Гольциус насчитал в Европе уже 950 мюнцкабинетов.
Первая лекция о монетах была прочитана в университете в Галле учёным- универсалом Иоганном-Генрихом Шульце в 1738 г. В России крупнейшую коллекцию находящуюся ныне в Эрмитаже, основал сам император Петр 1.

Неповторим и увлекателен мир нумизматики. Сама монета- это не только свидетельница тех или иных исторических событий, но и произведение искусства. В ее оформление вкладывали свое умение и талант лучшие художники, скульпторы, граверы. Изображенная на небольшой монетной площади (аверсе или реверсе) миниатюра, несет не только нужную информацию, но и обладает определенной художественной ценностью.
С чем сравнить мир нумизматики? В нем очень много направлений для исследования, каждое из которых ждет увлеченных людей. Нет сомнения в том, что упорный труд и терпение рождают специалиста, учёного, который на всю жизнь находит место в необъятном мире нумизматики в целом окружающий нас мир становится от этого богаче и лучше, продолжая эстафету из прошлого в будущее.

Коснемся теперь вопроса техники изготовления монет, начиная с древнейших времен. А для этого давайте вернёмся в античные государства стран Средиземноморья.

Первые монеты изготовляли следующим образом: нагретый слиток металла определенной массы помещали на наковальню, прижимая его пучком металлических прутьев или одним прутом, и били по этому пруту молотом. Слиток с одной стороны ставал гладким, а с другой получал вмятины. Однако, злоумышленники могли спиливать металл с гладкой стороны.
Чтобы предовратить это, применяли другой способ чеканки. В наковальне вырезали углубление с изображением; прутья заменили одним массивным прутом- штемпелем.
Поэтому с одной стороны слитка получалось выпуклое углубление от прута. Так выглядели, например, серебряные статеры Эгины и Кизика в 6 в. до н.э. Теперь нельзя было не обрезать край слитка, ни обпилить его, не нарушив изображения.

В дальнейшем на выпуклой стороне монеты появились надписи. Затем изображения и надписи стали помещать на оборотной стороне. Монеты были очень толстыми, с неровными краями. Как на юге Италии, так и в Сицилии была применена другая техника чеканки: монету чеканили не из слитка, а из заранее приготовленного кружка. Штемпели лицевой и оборотной сторон имели одинаковые, но зеркально отраженные изображения. При таком способе чеканки изгибался весь кружок, монета имела выпуклое изображение с одной стороны и вогнутое - с другой.
Сами монеты того периода - прекрасное свидетельство совершенствования обработки металлов и развития ремесла. Если первые монеты нередко были из природной смеси золота и серебра (электры), так как в то время не умели отделять металлы друг от друга, то позднее монеты стали изготовлять из довольно чистых золота и серебра, из меди и её сплавов. Это свидетельство о дальнейшем развитии металлургии. Грубая форма первых монет постепенно замещается замечательными шедеврами прикладного искусства 4-2 вв. до н.э. Меняется и техника чеканки монеты: появляются штемпели в виде двух цилиндров, на основаниях которых вырезаются изображения и надписи лицевой и оборотной стороны монеты. Заготовка, отлитая или вырубленная, стала помещаться между основанием цилиндров. Штемпель ставился нижним основанием нижнего цилиндра на наковальню, а по верхнему основанию верхнего цилиндра наносился удар. При этом с оборотной стороны монеты исчезло углубление, а сама монета стала выпукло-вогнутой формы.

Рассказ о технике изготовления монет в античные времена был бы неполным, если бы мы не вспоминали о литье. Литьё - это позитивный отпечаток с негативной формы, полученной в результате заливки жидкого металла в заранее подготовленной формы. Этот способ изготовления монет подтверждается находками из археологических раскопок.
Отливали большие и тяжелые монеты Ольвии, некоторые кельтские монеты. Изготавливали и мелкие монеты; за одну отливку их получалось значительное количество, после чего их отделяли одну от другой зубилом.
В новое время литые монеты выпускались в 19 в. в Марокко. Особую роль литые монеты играли в Китае, имевшие распространение с 12 века до н.э. до начала 20 века. Характерной особенностью литых монет является неровная, шереховатая поверхность, которую граверы затем обрабатывали, добиваясь гладкости.

В целом в технике чеканки монеты мало что изменилось вплоть до средневековья. Владелец слитка серебра или золота  приходил на монетный двор, который правильнее было бы назвать монетной мастерской. Принесенный им слиток взвешивали и помещали в плавильную печь.
Из кипящего металла изготавляли тонкий лист или расковывали нагретый металл на наковальне. Затем из этой заготовки вырезали кружочки, которые клали под штемпели. Не один раз приходилось ударять молотком по штемпелю, чтобы на поверхности монеты отчеканилось изображение. Монеты получались неровными- приходилось специальными ножницами обрезать края. Так называемые обрезки- "отходы" надо было тщательно собирать, чтобы снова поместить в плавильную печь. Словом, это был не эффективный и малопроизводительный ручной труд.

Со временем ручную чеканку заменили использованием молотовых снарядов (штемпель размещался в торце тяжелого бревна, которое поднимали на тросах и с силой опускали на нижний штемпель с монетной пластиной), а затем и с вальцевальными станками для чеканки.
Впервые вальцевальный станок применили в 1550 г. в Германии на тирольском монетном дворе в городе Галле. Станок состоял из двух валов, соеденённых зубчатыми колёсами таким образом, что при вращении валы соприкасались всегда одними и теми же местами. На валы в зависимости от их размера наносили от 4 до 19 изображений лицевой и оборотной сторон монет, так что при пропускании между ними металла- цана, на нем отчеканивались изображения. После вальцовки монеты вырезались. Признаком чеканки на вальцевальном станке является незначительная изогнутость монеты или не вполне правильная её круглая форма.

Техника чеканки была усовершенствована век спустя с применением на вальцевальном станке сменных штемпелей. Изображения монет гравировали на круглых дугообразных вогнутых плоскостях. Оба штемпеля имели зажимный шип, который закреплялся в соответствующих "карманах" обеих вращающихся валов станка.
Система рычагов и зубчатых колес заставляла штемпели прокатываться один по другому, оставляя оттиск на помещенной между ними пластине. Преимущества этого станка заключалась в том, что при выходе из строя одного из штемпелей не нужно было заменять весь вал, а только сам "карманный" штемпель. Венский монетный двор, например, пользовался таким станком до 1754 г.

С применением в вальцевальной машине внешних источников энергии ручной труд удалось значительно сократить. В движение вальцевальную машину приводили в основном за счет водной энергии как наиболее дешевой. Ну, а там, где ее не было применяли конный привод. При этом лошадей обычно ослепляли, чтобы сделать их смирными. С изобретением парового двигателя вальцевальные машины стали нерентабельными.
В этот период начали применять и гуртильные станки. Впервые надпись на гурте монеты появилась в 1577 г. во Франции, а столетие спустя - в Англии, Швеции и Дании. Гуртильный станок представлял собой механическое приспособление, с помощью которого и наносили надписи, насечки, декоративные орнаменты, предотвращающие обрезание монет.
Этот станок состоял из стальных рельс, повернутых друг к другу, на внутренней стороне которых наносили предназначенную для монеты насечку или узор. Поставленная "на ребро" монета прокатывалась между ними. Давление прижима и транспортировка осуществлялись системой роликов и зубчатых колес, приводимых в движение кривошипной подачей. И лишь в конце 18 в. на смену гуртильному станку пришла гуртильная машина с кольцом.
Вся технологическая цепочка изготовления монеты выглядела следующим образом: из металла изготовлялась узкая металлическая полоса (прокаткой между валами плющильного станка), затем нарезались кружки- заготовки, на гурте которых продавливалось изображение, и , наконец, наносилось изображение на лицевую и оборотную сторону монеты.
Винтовый пресс для чеканки монет и медалей изобрел знаменитый скульптор эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини. Эта идея была использована и в широко распространенном в 17-18 вв. балансире.
Балансир - это монетный пресс, верхний штемпель которого поднимался и опускался с помощью худового винта. Вращательное движение придавалось ему длинным двуплечим рычагом с грузом на концах: рычаг приводился в движение рабочими или конной тягой. Масса груза на рычаге зависела от размера монет или медалей и иногда превышала 100 кг. В зависимости от требуемой формирующей силы рычаг приводили в действие от двух до двенадцати человек. Преимуществом балансира был сильный пружинящий удар чекана. Достаточно было одного удара, чтобы получить высококачественное изображение на монете или медали.
Сегодня на монетных дворах балансир заменен винтовым (фрикционным) прессом, на котором число отчеканенных монет за единицу времени было увеличено по сравнению с балансиром более чем вдвое.
Необходимость массового выпуска монет в период античности привела к их серийному производству с соответсвующим разделением труда, ставшим характерным для мануфактурного производства на заре развития капитализма.
В средние века, например, на Венском монетном дворе, количество пфеннигов, чеканенных из одной закладки материала, составляла свыше 60000 штук.
И нетрудно определить уровень существовавшего там разделения труда, исходя из названий профессий: монетный мастер, управляющий, приборер, плавальщик, мастер по обжигу серебра, мастер по изготовления цанов, мастер по изготовлению монетных пластин, мастер по чеканке, подмастерья (не меньше 50 человек). Выходит, число занятых изготовлением монет составляло около 100 человек.
Многое из накопленного опыта античной поры, а также средневековья применяется и совершенствуется в современных технологиях чеканки монеты. Взять, к примеру, отжигание в процессе чеканки - операцию, при которой металлический лист для монетных кружков готовили в прошлом вручную, молотом.
В настоящее время необходимая толщина придается прокаткой. При этом в целях предупреждения процесса кристаллизации металл подвергается нагреву до определенной температуры. Без отжига металл был бы слишком ломким, т.е. годным для чеканки.
Вот почему при изготовлении монетных кружков по специальным технологиям эту операцию между отдельными этапами обработки повторяют до двенадцати раз.
В прежние времена гуртильный станок приводили в действие, работая специальной длинной ручкой. Это был весьма малопроизводительный труд.
Более совершенные гуртильные станки теперь действуют на электроприводе, вытаскивая на "ребре" монеты любую надпись, которую практически невозможно подделать фальшивомонетчикам.
На современном монетном дворе, допустим Англии, на отжиге задействованы длинные туннельные печи, где все автоматизировано. Цеха залиты светом люменесцентных ламп. Рабочих, как говорится, "раз, два- и обчелся". Между тем по конвейеру проходят сотни тысяч единиц размененной монеты. За всеми технологическими процессами чутко следят всевозможные электронные датчики, контрольно- измерительные приборы.
С фантастической скоростью ведется чеканка монет на автоматизированных линиях. И не важно, из какого металла- медноникелевого сплава, серебра или меди. Тиражировать монеты можно даже из цветных пластических масс.
В таких условиях было бы немыслимым делом вести подсчет монет, как мы занимаемся этим в магазинах. Для этого давно разработаны и действуют специальные фасовочно-счетные машины.

Вот такой путь проделан монетой, прежде чем стать для нас надёжным платежным средством.
В процессе своего развития нумизматика выработала целый ряд понятий и терминов, основными из которых являются следующие:


Денежная система- законодательная организация денежного хозяйства и обращения, предусматривающего определенное единство различных элементов денежного обращения. Она предполагает использование для монетной чеканки одного или нескольких металлов: монометаллизм и биметаллизм. Существует еще бумажноденежная система, при которой основным средством обращения являются номинальные бумажные денежные знаки.

Денежная единица - весовое количество благородного металла (золота или серебра), принятое за масштаб цен, устанавливаемый в законадательном порядке.

Счетная система - соотношение номиналов в одной и той же денежной системе. Существуют различные счетные системы денежных номиналов, например квартальная (четвертичная) - соотношение 1: 2:4:8 и т.д., децимальная (десятичная) - соотношение 1:10:100 и т.д., дуодецимальная (двенадцатеричная) - соотношение 1:3:6: 12 и т.д.

Счетная денежная система - денежная единица, используемая при счете, но не имевшая вещественного воплощения ни в монете, ни в слитке. Например, древнерусская гривна кун, или алтын, до его появления в виде монеты в 1654 г.

Монетная система - соотношение весовых норм и монетных (денежных) единиц, узаконенное государством.

Монетная регалия- монопольное право на чеканку и выпуск в обращение монет (от латинского regalis- буквально: то, что принадлежит королю).

Монетная стопа - узаконенное соотношение количества монет и определенной весовой единицы металла, из которого эти монеты чеканятся. Например, в 1613 г. правительством царя Михаила Федоровича была принята четырехрублевая стопа, при которой из гривенки серебра чеканили 400 копеек.

Монетная легенда- надписи на монетах.

Лигатура - (от латинского  ligare- связывать) - примесь недрогоценного металла в сплаве с драгоценным.

Проба - (от латинского probo- испытываю, оцениваю) - количество драгоценного металла в легированном металле, из которого чеканятся монеты. Для золота в настоящее время применяются две системы проб - метрическая и каратная.

Аверс (от латинского adversus- обращенный к чему-либо, к кому-либо) - лицевая сторона монеты.

Реверс - оборотная сторона монеты.

Гурт - ребро, боковая поверхность монеты. В целях предупреждения обрезывания монеты гурт обрабатывается различными насечками или надписями.

Ремидиум (от латинского remidium- средство против чего-либо) - официально допустимый предел отклонения фактического веса монеты от ее законной весовой формы.

Порча монеты - уменьшение государственной властью веса монет или ухудшения их качества за счет снижения пробы при сохранении прежней номинальной стоимости с целью получения прибыли.

Felix™

NGO “Intellect & Internet”

Сайт создан в системе uCoz