|
Судя по преданиям, сохранившимся в древних литературных источниках, племя шан первоначально заселяло Хэбей. Затем, как предполагают некоторые современные китайские исследователи, это племя расселяется из бассейна реки Ишуй по разным направлениям. Позднее племя шан продвигается еще дальше на юго-запад и проникает вглубь современной провинции Хэнань.
К 18 в. до н.э., когда, по преданиям, во главе племени шан стоял Чэн Тан, относится окончательное покорение им племени ся.
Чэн Тан, согласно китайской традиции, основал династию, получившую название Шан. На основание археологических и письменных данных некоторые исследователи делают вывод, что вся территория государства Шань (Инь) разделялась на пять больших районов, носивших названия: Шан, Северные земли, Южные земли, Восточные земли и Западные земли. Район Шан считался центральным, основным, поэтому в надписях на костях он назывался Центральный Шан.
Царство Шан занимал территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд племён. По соседству с Западными землями обитали племена чжоу, цян, гуйфан, куфан; соседями Северных земель были племена люйфан и туфан; соседями Южных земель- цаофан и др., и , наконец, по соседству с Восточными землями находилось племя жэньфан.
С появлением разделения труда между земледелием и ремеслом и ростом избыточных продуктов сельского хозяйства и изделий ремесла получает развитие обмен. Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и с весьма отдаленными. От племён с побережья Бохай иньцы получали рыбу, морские раковины; по видимому, из современного Синьцзяна- яшму. Из областей, находившихся в верхнем течении реки Янцзыцзян и в Южном Китае, привозились медь и олово, из которых выплавлялась бронза. Кочевые и полукочевые племена получали от иньцев продукты земледелия и изделия ремесла, в частности оружие. Находки на реке Абакане сосудов, а на реке Енисее - бронзового оружия, однотипных с изделиями шанских ремеленников, свидетельствуют о связях иньцев с племенами Сибири.
|
Археологические раскопки свидетельствует о том, что по крайней мере после 14 в. до н.э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури. В развалинах иньской столицы найдено много таких раковин с гладкой, отполированной наружной стороной. Для того чтобы раковины удобнее было носить, в них просверливали отверстия и нанизывали на нить. Стоимость связок, повидимому, была значительной. В надписях встречается упоминание о подарке царём нескольких связок, самое большее до десяти. В дальнейшем, по мере расширения обмена, количество имевшихся в обращении морских раковин стало недостаточным, добывать их было трудно. Тогда стали прибегать к замене натуральных раковин искусственными, сделанными из яшмы или костей. Раковины, став мерилом стоимости, в дальнейшем превратились в символ драгоценности, богатства. Понятия, означающие драгоценность, богатсво, накопление и многие другие, близкие им по смыслу, стали обозначаться иероглифами, в которых основной составной частью являлась раковина.
|
В царствование иньского царя Вэнь Дина усилились племена чжоу. Они усилили свои силы за счет покорения ряда племён. На северо-западе чжоу покорили племя яньцзин и др.; многие мелкие племена на северо-западе сами подчинились чжоу.
Ко времени царствования последних иньских царей - Ди И и Шоу Синя - владения чжоу значительно расширились. Под руководством чжоу объединяется ряд племён для борьбы против Иньского государства. Шоу Синь призвал к объединению подчиненные ему племена, а также покорных ему правителей областей, военачальников (хоу, бо). Обе враждующие армии встретились при Муе в решающим сражении. Иньцы потерпели поражение и, побросав оружие, сдались войскам врага, во главе которых стоял чжоуский вождь У Ван. Последний царь из династии Шан- Шоу Синь покончил жизнь самоубийством.
Так было разрушено царство Шан. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в древней истории Китая (12-3 вв. до н.э.)
В ходе непрерывной междоусобной борьбы древнекитайских царств на протяжении 5-3 вв. до н.э. выявилась определенная историческая тенденция - необходимость политического объединения разрозненных царств в единое сильное государство, способное обеспечить безопасность границ и возможность захвата у соседних народов новых земель и рабов. Объединение страны было возможно лишь в результате насильственного подчинения одному, более сильному царству, территории всех остальных государств.
|
В силу изложенных выше причин сильнейшим из древнекитайских царств к середине 3 в. до н.э. оказалось царство Цинь. Дальнейшие завоевания Цинского царства связаны с именем Ин Чжэна. Ко времени вступления его на цинский престол граница царства Цинь на востоке достигла современного города Кайфына. В первые годы правления Ин Чжэна, которому в момент вступления на престол было всего 12 лет, государством фактически управлял видный сановник Люй Бу-вей- крупный торговец и ростовщик и одновременно крупный земельный собственник и рабовладелец. Сначала под руководством Люй Бу-вея, но вскоре уже и самостоятельно Ин Чжэн, оказавшийся человеком железной воли, стал проводить еще более активную, чем его предшественники, завоевательную политику.
Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и для своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Ши Хуанди (Первый император империи Цинь)
Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Ши хуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и государств Юэ на юге.
Прочное политическое объединение Китая в рамках Ханьской империи способствовала быстрому развитию товарно-денежных отношений и росту внутренней и внешней торговли. "С приходом к власти (династии) Хань,- сообщает историк Бань Гу,- страна внутри морей (т.е. Китай) стала единой, были открыты (таможенные) заставы и мосты, не стало препятствий к использованию гор и озёр. Поэтому богатые торговцы и крупные купцы растеклись повсюду (на территории) Поднебесной. Не было таких товаров, которые не проникали бы повсеместно. Каждый мог получить всё, что хотел".
|
Возникшая в 5-3 вв. специализация ремесленных центров на определенных товарах стала теперь частым явлением. Установились более тесные торговые связи между областями. Самым крупным центром ремесла и торговли была столица империи -Чанань, где находилось два больших рыночных района: восточный и западный, каждый из которых включал в себя по несколько базаров. Крупнейшими торгово-ремесленными центрами были города Гуанхань, Чэнду и Линьцюн в Сычуани, Инъян, Наньян и Инчуань в Хэнани, Юань в Хубэе, Пинъян и Ханьдань в Шаньси, Линьцзы в Шаньдуне. Важное торговое значение имел древний культурный центр - город Лоян. В Хунани, на стыке торговых путей, идущих на юг и юго-запад, находился очень крупный торговый центр - город Вань, значение которого особенно возросло после завоевания китайцами богатых областей на юге империи. На северо-востоке большую роль играла бывшая столица царства Янь - город Янь (Цзи), через который проходили торговые пути, ведущие в Монголию, Южную Маньчжурию и Северную Корею.
Внешняя торговля Ханьской империи получила исключительно большое развитие с конца 2 в. до н. э., когда в результате успешных завоевательных походов на северо-западе и юге к Ханьской империи были присоединены обширные территории, открывшие широчайшие возможности для торговли Китая с далёкими странами Запада.
|
Расцвет торговли стоял в тесной связи с быстрым развитием в это время денежного обращения. Со времени Лю Бана в употреблении находилась мелкая разменная монета, более удобная, чем циньские деньги. В стране появилось множество ремесленников, занимающихся отливкой денег. Законом были точно установлены вес и качество монет (сплав меди и олова). Нарушители этого закона сурово карались. Однако, как повествуют источники, очень многие отливали облегченную монету с примесями свинца и железа. Государственный деятель начала 2 в. до н.э. Цзя И отмечал, что отливка неполноценной монеты стала чрезвычайно выгодным делом и нарушителей закона о деньгах было такое множество, что, по его словам, "осужденных (за незаконную отливку монеты) - по крайней мере в одном уезде исчисляют сотнями, заподозренных мелкими чиновниками и наказанных палками и бежавших-массы". Подобные злоупотребления создавали неблагоприятные условия для торговли, в связи с чем Цзя И и другие государственные деятели предлагали запретить частную отливку монеты. В 115 г до н.э. это запрещение было проведено, и была установлена государственная монополия на отливку монеты. Наряду с медными деньгами в обращении находились золотые слитки определенного веса - цзинь. Один цзинь содержал 244 г. "желтого золота" и обычно равнялся 10 тыс. медных монет.
Характерно, что, приводя данные о богатстве тех или иных лиц, ханьские источники нередко дают его в денежном начислении. Богатство, исчисляемое десятью цзинями, считалось средним. Крупные богачи обладали сотней тысяч и даже несколькими сотнями тысяч цзиней.
С расширением денежного обращения получил развитие денежно- ростовщический капитал. Обычно деньги давались в рост из расчета 20 %, но иногда ростовщики брали и много больше. Источники сообщают о так называемых цзыцяньцзя - крупных дельцах, занимающихся исключительно ссудными операциями. Владея огромными капиталами, они ссужали деньгами под большой процент даже ванов, которые нередко оказывались в зависимости от этих денежных магнатов. Нуждалось в них и государство. Во время "мятежа семи ванов" один из крупнейших чананьских ростовщиков - Уянь Ши дал для подавления мятежников денежную ссуду в размере 1000 цзиней под очень высокий процент. Через год он вернул деньги в десятикратном размере и стал одним из богатейших людей в столице.
Постепенно крупные ростовщики и торговцы стали богатейшими людьми в государстве. Их называли "нетитулованной знатью". Нередко торговцы были одновременно владельцами ремесленных мастерских и промыслов. Многие из них были крупными собственниками земли. По сведениям источников, они скапливали у себя продукты земледелия и выбрасывали их на рынок в момент повышения цен. В ряде случаев крупные торговцы специализировались на производстве и продаже какого-либо одного вида товаров. Вместе с тем источники постоянно упоминают и о мелких бродячих торговцах. Во всех торговых центрах Ханьской империи, как крупных, так и более мелких, специальные чиновники регистрировали городских купцов и собирали со всех торгующих на рынках налоговые сборы. |