|
Средняя Азия не входила в число областей первоначального зарождения металлических денег; основная причина - недостаточно высокий уровень социально-экономического развития. На протяжение многих столетий до появления монеты здесь господствовали различные формы меновой торговли и, возможно, слиткового обращения. Но нельзя считать, что жители Средней Азии вообще не имели представления о металлических деньгах до появления их на этой территории в последние три столетия 1 тыс. до н.э. Средняя Азия в 6-4 вв. до н.э. входила в состав древнеперсидского государства Ахеменидов, где уже со второй половины 6 в. до н.э. вплоть до 30-х годов 4 в. до н.э. выпускались золотые (дарики) и серебряные (сикли) монеты. Известно, что среднеазиатские народы составляли значительную часть в воинских контингентах ахеменидской армии; согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы и саки принимали участие в походах персидских царей в Грецию. Без всякого сомнения, уже тогда народы Средней Азии, хотя и не все, узнали, что представляют собой металлические деньги, но в силу определенных условий социально-экономического развития эти деньги не стали еще здесь средством обращения. До сих пор на территории Средней Азии нет ни одной достоверной находки монет 6-4 вв. до н.э., за исключением недостаточно ясных сведений об обнаружении в 19 веке золотого ахеменидского дарика в районе города Керки (Туркменистан). Уже в древности эти монеты называли "стрелками", потому что на одной из сторон монеты имеется изображение коленопреклонной фигуры царя или воина, стреляющего из лука.
Могучая Ахеменидская держава в конце 3-й четверти 4 в. до н.э. пала под ударами Александра Македонского. В 330-327 гг. до н.э., целых 3 года, величайший полководец древности был занят покорением Средней Азии, народы которой оказывали его, по тем временам передовой армии, героические сопротивление.
Вряд ли можно сомневаться в том, что воины Александра принесли с собой сюда столь привычные для них монеты, но стали ли они уже тогда средством обращения у местного населения? Никаких данных, подтверждающих эту гипотезу, в науке не имеется, неизвестны также и находки монет Александра на территории Средней Азии.
После смерти Александра и ожесточенной борьбы за власть его полководцев- диадохов на развалинах македонской державы были созданы несколько крупных эллинистических монархий. Южные районы Средней Азии стали частью империи Селевкидов основанной в 312 г. до н.э. Селевком I Никатором. С сыном Селевка Антиохом I, являвшимся вначале сатрапом восточных областей Селевкидского государства, а затем его царем, связано появление первых монет, чеканенных в Бактрах. Вначале выпускаются серебряные монеты совместной эмиссии Селевка и Антиоха, а затем монеты Антиоха как единоличного правителя. Среди них монеты крупного достоинства: статеры, тетрадрахмы и драхмы. Время Селевкидов - это время, если еще не внедрения монеты в экономическую жизнь южных районов Средней Азии, то, во всяком случае, более основательного знакомства с ней местного населения. Не исключено, что в ранние периоды монета являлась средством обращения только среди греческого населения, тогда как местные народы еще не были вовлечены в сферу товарно-денежных обращений, как считает известный русский нумизмат Е.В. Зеймаль. Начало этого процесса следует отнести, вероятно, ко второй половине 3 в. до н.э., когда в южных районах Средней Азии были созданы два независимых государства- Парфянское и Греко-бактрийское. Но, если в первом из них ведущую роль играли выходцы из местного кочевого племени парнов, обитавшего в Южном Туркменистане, то во втором - правящую верхушку составляли греки. Монеты Греко-бактрийского царства, просуществовавшего немногим более ста лет, по большей своей части выдающиеся произведения медальерного искусства.
Монетная система греко-бактрийского царства была основана на аттическом стандарте: монеты чеканились, в основном, из серебра и меди, реже из золота, среди них - золотые монеты Евкратида в 20 статеров (несколько более 160 г.)- крупнейшие золотые монеты античного времени. Известны всего лишь две подобные монеты - одна из них, по сведениям А.Семенова, хранилась в сокровищнице эмира Бухарского, другая находится сейчас в Париже.
Монетный тип серебряных греко-бактрийских монет, в основном, стандартен, на лицевой стороне помещалось изображение правящего монарха, на оборотной - покровительствующего ему греческого божества.
Имеются, конечно, и отступления от общего стандарта изображений на греко-бактрийских монетах. Так, известны монеты царя Евкратида, на лицевой стороне которых помещен портрет самого царя и надпись: "Царь великий Евкратид", а на оборотной - двойной профильный портрет юноши или мужчины и женщины с диадемой на голове в сопровождении надписи "Гелиокл и Лаодика".
С включением части Индии в состав греко-бактрийского царства на монетах некоторых правителей появляются надписи-кхароштхи и изображения животных. Более разнообразны в этом плане изображения на медных греко-бактрийских монетах, ряд из них под влиянием древнегандхарского чекана приобретает квадратную форму.
Изображение греко-бактрийских царей на монетах - это не идеализированный образ монарха вообще, а портрет, наделенный глубоко реалистическими чертами.
Вторая половина 2 в. до н.э.- время больших перемен в этнической и политической жизни народов Средней Азии. Иранские кочевники- тохары, ассии, пасиане, сакаравлы, юэчжи, обитавшие раньше на бескрайних степных просторах к северу и северо-западу от Средней Азии, под давлением других кочевых народов двинулись на штурм Греко-бактрии и окончательно разрушили последнее эллинистическое государство Востока. К концу 2-1 вв. до н.э. одна группа этих племен заняла Согд, а другая закрепилась в Бактрии. В этот период в обеих областях начинается, а затем широко распространяется чеканка так называемых "варварских" подражаний. Эти подражания можно, вероятно, считать начальной формой монетной чеканки автохтонного населения Средней Азии, поскольку предшествующие им монетные выпуски осуществлялись греческими правителями Бактрии.
"Варварские" подражания - это, в сущности, копия оригинальной монеты. Во всяком случае, в начальной стадии монета отличалась от первоисточника составом металла, весом, качеством изображения, искаженными надписями. В каждой последующей стадии чеканки происходит накопление ошибок и отклонений, что, в конечном счете, приводит к полной или почти полной деградации изображений и надписей.
Выпуск и обращение в Средней Азии "варварских" подражаний осуществлялся в областях, уже до этого обладавших развитым денежным обращением, или в областях, где денежного обращения фактически не существовало. В Средней Азии: В Согде и Бактрии были широко распространены подражания тетрадрахмам Евтидема и Гелиокла и оболам Евкратида. "Варварские" подражания имеют в большинстве случаев важную особенность: на определенной стадии социально-экономического развития они переходят в самостоятельную чеканку местных правителей с полной или частичной заменой изображений и надписей.
Исключительный интерес представляет нумизматика Согда первых веков до н.э.- первых веков н.э. Многочисленные и разнообразные согдийские монеты этого времени могут быть объединены в несколько групп:
1. Серебряные и медные монеты, чеканенные по образцу селевкидских монет Антиоха I с головой коня на оборотной стороне (2-1 вв. до н.э.- 1 в. н.э.) 2. Серебряные монеты с изображением Геракла и Зевса и согдийской надписью, восходящие к селевкидским монетам или драхмам Александра. 3. Серебряные монеты Гиркода с протомой скачущей лошади и стоящим божеством 4. Серебряные монеты с согдийской легендой и изображением лучника (1- начало 6 в. н.э.) 5. Подражания тетрадрахмам Евтидема с искаженной греческой легендой и согдийской надписью.
Большая часть согдийских монет, за исключением подражаний Евтидему - это небольшого диаметра и веса серебряные кружки правильной формы с низким рельефом. До сих пор исключительно редки находки медных согдийских монет, и вполне возможно, что согдийская монетная система была монометаллической, основанной на использовании одного металла- серебра. Круг образов на согдийских монетах не велик: изображения правителя в профиль на лицевой стороне, лучника, стоящего божества с копьем, протомы скачущей лошади или головы рогатой лошади на оборотной.
Согдийские монеты группы Гиркода выпускались, видимо, правителями из кочевых племен, захвативших Согд во второй половине 2 в. до н.э.- 1 в. н.э. Первые выпуски этой группы имеют только греческую легенду, затем появляются греческие и согдийские и только согдийские легенды. Лицевую сторону этих монет занимает изображения правителя с низким покатым лбом, крупным носом и миндалевидным глазом. Антропологический тип правителей на монетах Гиркода, манера стрижки волос, усов и бороды весьма близки между собой.
Во 2 в. до н.э. монеты стали выпускать в Хорезме. Первые хорезмийские монеты - это крупные серебряные подражания тетрадрахмам Евкратида, отличающиеся от своего прототипа большой искаженностью надписей и наличием своеобразного знака-тамги на оборотной стороне. Затем на лицевой стороне изображение Евкратида заменяется портретом местного правителя и наряду с искаженной греческой легендой появляется легенда на хорезмийском языке, означающая имя и титул царя. На оборотной стороне монет пояляется изображение едущего на коне всадника.
Затем изображение царя-всадника неизменно, также как тамга, присутствует на всех серебряных монетах этой области на протяжении семи веков, вплоть до конца хорезмийской чеканки в середине 8 в. н.э., видоизменялся лишь стиль и детали изображения. На самых последних выпусках монет хорезмийских царей появляется арабская надпись, что связано с усилением власти арабских халифов в Хорезме и принятием одним из последних хорезмшахов мусульманства. Вероятно, в конце 8 в. н.э. в Хорезме прекращается чекан традиционных монет с изображением царя и всадника.
Из северных областей Средней Азии вернемся снова на юг - в Бактрию. В Бактрии раньше, чем в других районах Средней Азии, началась чеканка собственной монеты, а товарно-денежные отношения достигли весьма высокого уровня. К середине 2 века до н.э. ираноязычное племя юэчжей под давлением хуннских племен из прежних мест своего обитания переселяется на юг Средней Азии. Вначале юэчжи заняли часть Бактрии к северу от Амударьи, а затем завоевали остальную территорию этой страны. В 1 в. н.э. Кудзула Кадфиз основал империю Кушанов. Это было одно из самых грандиозных древних государств, и по значению равное империи Хань, Парфянскому царству и Римской империи. Оно просуществовало около 200 лет, но наивысшего своего могущества она достигло при царе Канишке.
Кушанская монетная чеканка начинается с монет правителя, имя которого одни исследователи читают как "Герай", другие - "Санаб", это серебряные монеты двух достоинств - тетрадрахмы и оболы.
На лицевой стороне тетрадрахмы изображен мужской бюст с энергичным и мужственным лицом, оригинальной прической, волосы подхвачены надо лбом лентой. Оборотная сторона наиболее интересна - в центре ее помещен царь-всадник, сзади него изображена парящая богиня Ника с венцом в руках. На той же стороне греческая надпись, состоящая из четырех слов, переводимая как "Правящего Герая Санаба Кушана".
Во время правления кушанского царя Кадфиза II была проведена денежная реформа. Новая монетная система была основана на золоте различных номиналов, среди которых основной статер весил 8,03 г., чеканились монеты в 16,07 г. и 2,01 г. Появляются также и крупные медные монеты диаметром 23-25 мм., весом 16-17 г. Вырабатывается и устойчивая иконография изображений на лицевой стороне: фигура царя - фронтально и лицо в профиль - царь творит обряд над алтарем. Этот тип изображения царя-жреца затем постоянно присутствует на монетах других кушанских царей - Канишки, Васудевы, Канишки III.
Изучение изображений божеств на кушанских монетах дает чрезвычайно важные данные по истории религий, исповедовавшихся народами многонационального кушанского государства.
Божества на монетах, видимо, скопированы с монументальных статуй, находившихся в храмах. Еще до открытия письменных бактрийских памятников изучение кушанских монет позволило выявить весьма важную реформу, проведенную в Кушанском царстве. На монетах царя Канишки взамен прежних греческих надписей появляются легенды бактрийским письмом.
3-4 вв. н.э. в истории Средней Азии - время кардинальных изменений во всех сферах жизни. Приходят в упадок последние государства- гиганты древности - Кушанское и Парфянское, прежние их владения становятся добычей нового мощного царства Сасанидов. В бывших кушанских владениях утверждаются назначаемые сасанидскими царями наместники - кушаншахи, выпускавшие золотые и медные монеты.
Монеты сасанидских кушаншахов делятся на две группы: сасанидо-кушанские и кушано-сасанидские. На лицевой стороне монет первой группы изображался бюст правящего кушаншаха в профиль, на оборотной - священный алтарь с помещенным на нем изображением божества по пояс. Монеты второй группы чеканились по типу монет кушанского царя Васудевы.
Помимо них в бывших кушанских владениях широко распространяются различные подражания кушанским монетам Хувишки, Васудевы и Канишки. Они отличаются от подлинных монет не только крайней стилизацией изображений, но весом, диаметром и качеством изготовления.
Любопытно отметить, что в это же время в Хорезме чеканятся лепешкообразной формы монеты из расплющенных кусков медной проволоки.
Упадок в технике монетной чеканки в древних центрах монетного дела, видимо, не случаен. Он стоит в одном ряду с другими кризисными явлениями, поразившими в этот период ряд областей материальной культуры Средней Азии. Некоторые исследователи видят в них отражение общего кризиса древней общественной формации.
|