Монеты раннесредневекового периода пока исследованы для разных областей Средней Азии с неодинаковой полнотой. Начало раннесредневекового периода в денежном обращении Средней Азии относится в целом ко второй половине 5 - 6 вв. н.э. (для некоторых областей возможны отклонения). Заканчивается период, когда полностью прекращается чеканка, а затем и обращение раннесредневековых монет местного образца. Происходит это примерно в середине 8 в. когда Средняя Азия оказывается включенной в финансово - экономическую систему Ближневосточного региона. Несколько позднее это происходит в Хорезме, Уструшане и Чаче.
Что касается монетных типов, первые из них - изображения богов - очевидно, воспроизводят образы богов, находившихся в городских храмах. Вторые - рисунки разгневанных животных - воспроизводят городские эмблемы, очевидно своеобразный герб города. Главные из наиболее часто встречающихся изображений зверей: лев (в разных трактовках), двугорбый верблюд, конь, олень. Подобные изображения встречались не только на монетах, но и на щитах знати, использовались в качестве печатей и штампов, т.е. служили эмблемами частного характера. Лицевые изображения на позднесогдийских монетах восстанавливают для нас местное обличие божества. Типы лиц на монетах различны и зависят от прототипа. Они узкие или широкие, европеоидные, реже монголоидные или с едва заметной монголоидностью. Типам лиц соответствуют разные по покрою одежды и отличные друг от друга головные уборы и прически. Надписи на монетах сопровождают, как правило, знаки - нишаны. В дальнейшем знаки переносятся на аверс, надписи, уточняющие принадлежность монет, остаются на реверсе. Знаки - нишаны на позднесогдийских бронзовых монетах являются одним из главных и устойчивых элементов монетных типов. Каждый из них в соответствующее время был связан с определенным центром - городом. Наиболее распространенные из знаков - нишанов следующие: У- образный в двух вариантах - самаркандский; четырехконечный - так называемый бухарский, характерный для монет Варахши и Ташкентского оазиса; свастикообразный трехконечный - тохаристанский; лирообразный - пенджикентский; вилообразный - чачский.
Монетное дело согдийцев и современных им среднеазиатских тюрков в целом, несомненно, является одним из свидетельств высокого художественного развития и тех и других, и мы вправе говорить о нем как об отдельной отрасли прикладного среднеазиатского искусства, с художественной стороны связанного с резными камнями и печатями. При отсутствии на монетах прямых датировок (годов выпуска) для хронологической их классификации немалое значение имеет формальный стилистический анализ.
Бронзовые согдийские монеты изготовлялись путем литья, и только во второй четверти 8 века под влиянием монетного дела арабов, согдийцы переходят к литочеканке, затем к чеканке.
Денежное обращение раннесредневекового периода в Средней Азии строится на принципиально новой основе. В качестве денег во всех или почти во всех областях выступают серебряные монеты (всюду кроме Хорезма это Сасанидские драхмы или подражания им).
Бухарский Согд.
Древний период в чеканки этой области, расположенной в нижнем течении реки Зерафшан, заканчивается с прекращением выпуска раннесогдийских монет, следующих подражаниям тетрадрахмам Эвтидема.
Две небольшие группы монет, видимо выпускавшиеся одновременно как серебро и как медь, явно обнаруживают влияние Сасанидской монетной чеканки и должны быть датированы предположительно концом 4-5 в. Наблюдения за стратиграфическим распределением таких монет помогут в будущем уточнить эту датировку, а также определить соотношение этих монет с наиболее поздними монетами "Гиркода".
В Бухарском Согде были выпущены первые согдийские подражания драхмам Сасанидского царя Варахрана V (421-439), вошедшие в литературу как "бухархудатские" монеты.
Бухарские драхмы 6-середины 8 в., следующие типам Варахрана V, и были теми серебряными монетами, с которыми в денежном обращении были соотнесены многочисленные и весьма разнообразные медные монеты, выпускавшиеся в разных центрах Бухарского Согда. Видимо, общеобластной характер имели медные скифатные бухарские монеты с изображением на оборотной стороне алтаря. Предлагавшаяся для них датировка 3-4 вв. представляется теперь, как и датировка "бухархудатских" монет 5 века, неоправданно удревненной.
Предположение, что медные бухарские монеты с алтарем выпускались в 6- второй четверти 7 в. параллельно с бухархудатским серебром, находится в противоречии с точкой зрения Аллота де ла Фюи, согласно которой они были посеребрёными. Однако мнение это остается неподтвержденным: ни одного достоверного примера покрывания серебром медных бухарских монет с алтарем не зарегистрировано.
Литые медные монеты с отверстием в центре по образцу китайских, видимо, начали выпускаться в каком-то из центров Бухарского Согда (как и Самаркандского) не ранее второй четверти 7 в. Образцом для них послужили раннетанские выпуски с легендой " кай юань тун бао". О месте их изготовления свидетельствует "бухарский" знак на оборотной стороне.
Другая группа монет китайского образца, также отнесенная к Бухарскому Согду, пока известна только по находкам в Пенджикенте.
К последней четверти 7- началу 8 в. могут быть отнесены монеты Бухарского Согда с изображением на лицевой стороне верблюда, а на оборотной стороне -алтаря огня или согдийской легенды. Локальные эмиссии, выпускавшиеся провинциальными различными центрами Бухарского Согда, известны пока много хуже, чем общеобластная чеканка. Так, уже отмечались монеты китайского образца, отливавшиеся в Пайкенде. Возобновившиеся с 1982 г. регулярные раскопки в Пайкенде дают и другие серии монет местной чеканки, однако, как правило, это экземпляры плохой сохранности, остающиеся неопубликованными.
Особо следует отметить серии небольших медных монет со схематичным изображением человеческой фигуры на лицевой стороне и с арабской легендой на оборотной стороне. Их выпуск, видимо, начался после 20-х годов 8 века.
Мерв и его округа.
Завоёванный Сасанидами ещё в 3 веке Мерв стал местом расположения монетного двора, продолжавшего с некоторыми перерывами чеканить монеты вплоть до середины 7 в. Массовая продукция этого монетного двора (драхмы общегосударственного образца и мелкие медные монеты) изображениями и весом соответствовали стандартам, существовавшим в Иране этого времени. Отмечены буквенные обозначения, использовавшиеся при мервском монетном дворе для маркировки изготовленных там монет.
Самаркандский Согд.
В Самаркандском Согде с 4в. н.э. обращается многочисленная группа мелких серебряных монет с изображением лучника на о.с., чеканка которых прекратилась в конце 5 - или в начале 6 вв. В конце 5 - начале 6 вв. в монетном деле происходят коренные перемены: происходит переход к серебряной монете нового Сасанидского образца. Это приводит к обесцениванию монет с лучником. На протяжении 6 в. в сфере серебряного обращения главное место занимают драхмы Сасанидского царя Пероза и подражания им. В 7 веке их место занимают драхмы образца Варахрана 5.
Монеты китайского образца выпускали со второй четверти 7 до середины 8 вв. Прототипом для них послужили монеты танские выпуски с легендой " кай юань тун бао". Монеты были литыми с центральным отверстием.
Чач.
Первые чачские монеты - шагающий лев, "вилообразный знак" и согдийская легенда были обнаружены почти сорок лет назад. В раннесредневековый период в Чаче осуществлялся выпуск драхм "бухархудатского типа" и медные монеты с изображением на лицевой стороне головы правителя влево (редко вправо), а на оборотной стороне - особой разновидности тамги и согдийской легенды. К Чачу отнесены монеты с характерным "вилообразным" знаком на о.с., а на л.с. - с изображением или бюста правителя, или льва с поднятой лапой. В согдийской легенде на о.с. указан титул правителя - "государь" иногда с эпитетом "чачский", а также имена правителей. В Кабарне выпускались монеты со сложной пятиконечной звездой на о.с., в Фаранкате - монеты с тамгой аналогичной "бухарской тамге" или схематичному изображению алтарей огня на монетах Бухарского Согда.
Хорезм.
В 4 веке в Хорезме прекращается выпуск серебряной монеты и чеканятся только медные. Об упадке монетного дела свидетельствует тот факт, что здесь в это время чеканят лепесткообразной формы монеты из расплющенных кусков медной проволоки.
В 7 веке в Хорезме происходят существенные изменения в изображениях на серебряных и медных монетах, в содержании надписи, в весе монет. Одно из главных отличий хорезмийского монетного дела 7 - 8 вв. - использование в качестве серебряной монеты не подражаний Сасанидским драхмам, а монет со своими типами на л.с. - изображение хорезмийского царя в короне, об.с. - так называемый хорезмийский всадник.
Южный Согд.
В качестве самостоятельной "нумизматической провинции" бассейн Кашкадарьи выступает сравнительно поздно, с началом чеканки так называемых нахшебских монет: л. ст.- голова правителя влево и согдийская легенда; об.ст.- царь (?), рассекающий мечом стоящего на задних лапах льва. Для их изучения много сделано С.К. Кабановым. Центр, где осуществлялась чеканка этих монет,- город, остатки которого- городище Еркурган - систематически раскапываются, что позволило разработать дробную стратиграфическую колонку большой точности. Всего сейчас известно более пятисот монет этой группы; подавляющее их большинство- с городища Еркурган и его непосредственной округи, что уверенно подтверждает локализацию, предположенную С.К. Кабановым.
В Южном Согде в области Нахшеба с 4 в. н.э. выпускались медные монеты с изображением правителя на л.с., а на о.с. сцены единоборства человека со львом.
Монеты среднеазиатских тюрков.
Древние тюркские монеты имели хождение в Семиречье (районы Иссык-Куля и Чуйской долины, долина Таласа с древним Таразом) и в присырдарьинской части Мавераннахра - районы Отрара (древний Фараб), Чача и Ферганы и Бухарском оазисе. Хронологически монеты охватывают сравнительно длительное время - от 6 в. до падения второго тюркского каганата.
|